Композитор Михаил Глинка: великие произведения и одиночество в личной жизни | «Красный Север»
0°C

обновлено: 13:57, 03 июня 2024

Культура

Отец русской оперы: какие произведения великого Глинки обрели бессмертие

Со дня рождения композитора Михаила Глинки исполняется 220 лет

1 июня 2024 года со дня рождения русского композитора Михаила Ивановича Глинки исполняется 220 лет. Произведения основоположника национальной оперы обрели всемирную известность, а значение его творчества в развитии русской музыки по праву сравнивают с вкладом Пушкина в поэзию.

Время для чтения ~ 11 минут


«Красный Север» расскажет о становлении композитора, его личной жизни и известных операх.

Композитор Михаил Глинка (1856 год). Фото: Сергей Левицкий / ru.wikipedia.org
Композитор Михаил Глинка (1856 год). Фото: Сергей Левицкий / ru.wikipedia.org

Детство музыкального гения

Михаил Глинка родился 1 июня 1804 года в состоятельной дворянской семье, владеющей конным и кирпичным заводами. В селе Новоспасском Смоленской губернии у знатного рода было большое имение с оранжереями, прогулочными галереями и фонтанами.

Мать отца Михаила забрала его у родителей сразу после рождения. Она считала, что с ней мальчику будет лучше. Переживая за здоровье внука, бабушка растила его в «тепличных» условиях: баловала, тепло кутала и почти не выпускала на улицу — чтобы не простудился. Она умерла, когда мальчику было шесть лет, и его забрали родители. Изнеженному и болезненному Михаилу в семье дали прозвище «Мимоза». В раннем детстве он любил слушать перезвон церковных колоколов и пытался воспроизводить его ударами по медным тазам.

Во время войны с Наполеоном в 1812 году Глинки из соображений безопасности жили у родственников в Орле. Вернувшись через год, семье пришлось заново отстраивать полуразрушенное имение. В новом доме появилось фортепиано. На праздничные вечера звали оркестр из крепостных крестьян, принадлежавший брату матери Михаила. С тех пор мальчик страстно полюбил музыку. В 1814 году родители наняли сыну педагогов для обучения нотной грамоте, игре на фортепиано и скрипке.

В детстве Глинка учился играть на фортепиано и скрипке. Фото: Puttachat Kumkrong / Shutterstock / Fotodom
В детстве Глинка учился играть на фортепиано и скрипке. Фото: Puttachat Kumkrong / Shutterstock / Fotodom

В декабре 1817 года Глинка поступил в благородный пансион при Педагогическом институте в Петербурге. После занятий он брал уроки у профессиональных музыкантов, ходил на концерты и в оперу. Гувернером у Михаила был поэт, декабрист Вильгельм Кюхельбекер, поощрявший страсть воспитанника к музыке. Он познакомил Глинку со своими друзьями — поэтами Александром Пушкиным и Антоном Дельвигом.

Начало музыкального творчества Глинки

Создавать музыкальные импровизации Михаил Глинка начал примерно в 20-летнем возрасте. Одним из первых его произведений стал романс «Не искушай меня без нужды» на слова поэта Евгения Баратынского. Затем в честь родственницы он написал вариации к романсу «Да будет благословенна мать». После доработки учителем Шарлем Мейером, это произведение стало первым из опубликованных в карьере композитора. В 1825 году Глинка впервые создал музыку для хора в любительской постановке. С тех пор он писал романсы, серенады, пьесы, исполнял свои произведения на светских вечерах.

Для поправки здоровья в 1830 году Глинка уехал в Италию, потом жил в Германии. Вдали от Родины в течение четырех лет он не оставлял любимого занятия: писал музыку, посещал концерты, общался с иностранными композиторами.

Успех первого оперного шедевра «Жизнь за царя»

Вернувшись в Петербург, Михаил Глинка вел светскую жизнь, был знаком с известными писателями и поэтами. На одном из творческих вечеров композитор поделился задумкой о создании музыкального произведения, проникнутого национальным духом. Василий Жуковский предложил ему взять за основу сюжета историю про Ивана Сусанина. Поэт настолько вдохновился идеей Глинки, что хотел сам написать либретто. Но осуществить эти планы Жуковскому помешали срочные служебные дела. В итоге слова для оперы сочинил его друг, барон Егор Розен.

Глинка творил вдохновенно и быстро, продумывая до мелочей композицию, драматургию и чудесные мелодии. Не отставал и Розен, которому приходилось подстраивать текст уже под готовую музыку. Композитор был доволен творческим сотрудничеством с поэтом. Изначально он назвал произведение «Иван Сусанин», но под влиянием одного из министров, побывавших на репетиции, переименовал в «Жизнь за царя».

Сцена из оперы «Жизнь за царя». Фото: Наташа Разина, Мариинский театр / bolshoi.ru
Сцена из оперы «Жизнь за царя». Фото: Наташа Разина, Мариинский театр / bolshoi.ru

Опера рассказывает о подвиге Ивана Сусанина, который ценой своей жизни в 1613 году спас молодого Михаила Романова. Крестьянин из Костромского уезда предупредил через родственника царя об опасности, а искавший его польский отряд завел в непроходимую трясину. Догадавшись, что Сусанин сделал это намеренно, поляки убили его. В эпилоге оперы события происходят в Москве — народ славит святую Русь и своего царя.

Широкую известность «Сусанин» получил только через два века, после Отечественной войны 1812 года. На подъеме патриотических чувств многие литераторы в своих произведениях обращались к историческим событиям, включая подвиг костромского крестьянина.

В начале 1836 года «Жизнь за царя» была готова, а в декабре состоялась премьера в Большом театре Петербурга. И публике, и царской семье опера очень понравилась. Император Николай I в благодарность подарил 32-летнему композитору перстень, украшенный драгоценными камнями.

Интересно, что задолго до Глинки оперу «Иван Сусанин» написал один из лучших музыкантов своего времени Катерино Кавос. Она шла в Петербургском Большом театре с 1815 года, в том числе и после премьеры Глинки «Жизнь за царя». Произведения с похожим сюжетом не мешали друг другу, какое-то время их показывали на сцене параллельно. Катерино Кавос оценил талант Глинки и, признав преимущество его оперы, снял с репертуара свою. Мало того, он стал первым дирижером «Жизни за царя».

Считается, что это произведение Михаила Глинки положило начало развитию классической русской оперы. Оно вошло в сокровищницу мировой музыкальной культуры, получив всеобщее признание.

Опера Глинки «Руслан и Людмила»

В 1837 году Михаил Глинка задумал создать оперу по поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Поэт собирался помочь композитору в написании либретто, с частичным изменением текста оригинала, но не успел — умер после ранения на дуэли.

Глинке пришлось обратиться к другим поэтам. Либретто по поэме Пушкина с сохранением стихов подлинника писали несколько друзей и знакомых композитора: Валериан Ширков, Константин Бахтурин, Николай Маркевич и другие. Над оперой «Руслан и Людмила» Глинка работал кропотливо, не упуская мельчайших деталей, в течение пяти лет. Ее действие происходит во времена Киевской Руси. По сюжету сказочной истории Пушкина, дочь великого князя Светозара похитил длиннобородый колдун Черномор. Руслан находит свою возлюбленную Людмилу и побеждает злодея. Пройти испытания и справиться враждебными персонажами Руслану помогает добрый волшебник Финн.

Премьера оперы «Руслан и Людмила» состоялась в 1842 году. Фото: Joaquin Corbalan P / shutterstock.com / Fotodom
Премьера оперы «Руслан и Людмила» состоялась в 1842 году. Фото: Joaquin Corbalan P / shutterstock.com / Fotodom

Премьера, которую с нетерпением ждала публика, состоялась в ноябре 1842 года. Глинка был недоволен декорациями, музыкальными сокращениями, на которые его вынудили. Плюс ко всему, исполнявшая партию Ратмира певица перед первым показом заболела, пришлось искать ей срочную замену.

Успешной премьеру назвать нельзя — драматургию и музыку с непривычными сочетаниями инструментов зрители тогда не оценили. Привыкшие к традициям итальянской и французской оперных школ, они оказались не готовы к восприятию новаторства Глинки. На общее впечатление повлияло и то, что императорская семья покинула театр во время премьеры, не дослушав оперу до конца. Глинка считал «Руслана и Людмилу» лучшим своим произведением и тяжело переживал такой провал. Тем не менее, за неполных три месяца прошло 32 представления. Благодаря смене исполнителей, с каждым разом интерес и впечатления от оперы у публики возрастали.

С годами партитуру переделывали и сокращали, нарушая логику произведения. Оно редко шло на сценах. Уже после смерти Глинки, в 1871 году, снятую с репертуара оперу «Руслан и Людмила» возродили в Петербурге в полном авторском варианте и с прекрасными декорациями. В 1904 году, к 100-летию со дня рождения композитора, состоялась постановка в Мариинском театре с участием лучших исполнителей — Федора Шаляпина, Федора Стравинского, Антонины Неждановой. Достоинства оперы Глинки «Руслан и Людмила» к тому времени стали очевидными для всех, она прочно вошла в репертуар театров.

Одиночество Глинки в последние годы жизни

У Михаила Глинки была одна официальная супруга — Мария Иванова. Они поженились в 1835 году, но скоро композитор понял, что совершил ошибку. Семейная жизнь не принесла счастья, Мария оказалась ветреной, неумеренной в желаниях, скандальной, изменяла ему.

В 1939 году Михаил Глинка влюбился в Екатерину Керн, которая была дочерью музы Пушкина — Анны Керн. Их отношения были бурными, но не очень долгими. Развод Глинки с женой Марией затянулся на несколько лет, но, даже получив его в 1846 году, он не женился на Екатерине.

Известно, что Александр Пушкин посвятил Анне Керн стихотворение «Я помню чудное мгновенье», а Глинка написал на эти стихи великого поэта романс в честь ее дочери Екатерины.

Одинокий и бездетный композитор ушел из жизни в Берлине 15 февраля 1857 года на 53-м году жизни. Предполагают, что причиной смерти стала простуда и обострение хронического заболевания. Первая могила Глинки была в Берлине, но через несколько месяцев по настоянию его младшей сестры прах перезахоронили на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.


2

0

2

0

0

1



обновлено: 13:57, 03 июня 2024

Темы

Музыка, Юбилей, Культура