Лаконично, динамично и «вкусно»: что происходит с ямальским телевидением в 2023 году? | «Красный Север»
0°C

обновлено: 09:49, 11 декабря 2023

Общество

Лаконично, динамично и «вкусно»: что происходит с ямальским телевидением в 2023 году?

Интервью с главредом телеканала «Ямал» Олегом Хатанзейским.

Время для чтения ~ 12 минут


Кажется, ещё совсем недавно телевизор был главным источником новостей, центром притяжения всей семьи в доме, досугом и отдыхом. Но сегодня его место занял интернет в любом гаджете. Исчезает ли вместе с этим само телевидение или всё же и для него нашлась своя ниша?

О переменах на ямальском ТВ, новых тенденциях в подаче информации, конкуренции с интернетом и дефиците кадров в индустрии мы поговорили с главным редактором телеканала «Ямал» Олегом Хатанзейским.

Эпоха перемен

– Вы пришли на ямальское телевидение осенью 2019 года, в эпоху перемен в редакции. С какими проблемами столкнулись?

– Я работаю на телевидении с 2013 года, тогда от новостных журналистов требовали лишь соблюдать определённые стандарты. О масштабных переменах и речи не шло. Но когда всё чаще говорят о том, что телевидение «умирает», это повод начать придумывать что-то новое. Это произошло в 2021-м, спустя год после преобразования ОГТРК «Ямал-Регион» в АНО «Ямал-Медиа». Это происходит и сейчас. Последние несколько лет — это постоянная ломка стандартов съёмки и подачи материалов.

Олег Хатанзейский. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»
Олег Хатанзейский. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

Олег Хатанзейский — корреспондент, ведущий и главный редактор телеканала «Ямал». Карьера на телевидении в общей сложности составляет десять лет. Начинал корреспондентом на канале в родном Нарьян-Маре — столице Ненецкого округа. С 2020 года работал руководителем Управления новостей «Ямал-Медиа», а с апреля 2023 года является главным редактором на телеканале. Неоднократный победитель и призёр федеральных и региональных конкурсов СМИ. До карьеры на телевидении Олег Хатанзейский работал почтальоном, разнорабочим, продавцом техники и стройматериалов. На телеканал в Нарьян-Маре попал со второй попытки, учился всем навыкам «в поле» с нуля.


– Что произошло за этот период?

– Ровно два года назад к нам приехали ребята с одного из федеральных телеканалов и в лоб сказали: «Забудьте, как вы делали сюжеты. Снимать теперь будете по-другому». Я понимал, для чего это нужно: чтобы вернуть интерес зрителя. Не только на ТВ, но и в интернете. Понятно, что команде было непросто перестроиться. Фактически с нуля пришлось осваивать новые жанры. Ребята справились. Выбора, впрочем, не было. И вообще, это было в наших интересах — тот, кто горит телевидением, прекрасно осознавал, что нужно попробовать. Но новый формат не прижился. Не потому, что он плох, просто в регионах своя специфика. Мы поняли, что здесь нужен другой подход.

– Какими в итоге стали телевизионные сюжеты?

– Изменились хронометраж и динамика. Если раньше стандартный новостной сюжет мог идти три с половиной, а то и четыре минуты, то сейчас это строго две минуты. Во-первых, репортёр таким образом рассказывает лаконично, по факту. Во-вторых, современный зритель перестал воспринимать длинные сюжеты. У него нет столько времени, мы это понимаем. О новостях сегодня в основном узнают из интернета: прочитал пару строк, и всё понятно. Но если тема резонансная, сюжет обязательно посмотрят. Неважно, на ТВ или в соцсети. Потому что в нём есть детали, очевидцы, эксперты.

– А что поменялось в более крупных форматах, например, в документальном кино?

– Время требует, чтобы всё было «вкусно» и красиво. Больше внимания уделяют качеству картинки: как выставлен свет, какой взят план, на что снимается интервью или видеоряд. Могу ошибаться, но раньше в документальном кино достаточно было одного журналиста и оператора. Теперь, если ты хочешь получить качество, нужна целая бригада: минимум два оператора, световик, режиссёр, который отвечает за постановку кадра.

– Есть ли программы, которые навсегда исчезли с экрана?

– Да, например, программы из серии «Доброе утро» на региональном ТВ теперь практически не востребованы. Их продолжают смотреть на федеральных каналах, но мы отказались от этого формата.

– Но что всё также остаётся любимым у зрителя?

– Новости, документальное кино, специальные репортажи, интервью и программы о коренном населении — это основа. Всегда, на мой взгляд, будут востребованы программы о рыбалке и охоте. В интернете они порой набирают миллионы просмотров. Очень хорошо смотрят специальные репортажи в научно-популярном жанре. Автор берёт тему и изучает её с разных сторон. Яркий пример — спецреп о том, может ли Ямал трясти, который вышел после новостей о землетрясениях в Турции. Или давняя тема Арктики: что такое вечная мерзлота? Или спецрепортаж «84 февраля» о том, как живут люди на Ямале, где зима длится восемь месяцев в году. Автор простым языком отвечает на множество вопросов, которые точно волнуют зрителя.

«Телевидение для меня — это не работа. Это хобби, стиль жизни. Я правда кайфую от этого и не представляю для себя чего-то иного». Фото: предоставлено из личного архива Олега Хатанзейского
«Телевидение для меня — это не работа. Это хобби, стиль жизни. Я правда кайфую от этого и не представляю для себя чего-то иного». Фото: предоставлено из личного архива Олега Хатанзейского

– Телеканал «Ямал» действительно изменился за эти годы. Можно сказать, что период турбулентности кончился?

– На самом деле перемены будут продолжаться как минимум год, так как мы разрабатываем новую концепцию телеканала. Чтобы развиваться дальше в ногу со временем, нам в том числе нужно определиться с условным ориентиром, чтобы каждый сотрудник и зритель понимал, к чему мы идём и что хотим сказать, для чего и кого мы работаем. Если коротко, то во всех материалах должна быть общая мысль, которая будет объединять всё, что выходит в эфире. Он должен стать единым целым. К примеру, все знают, о чём вещают телеканалы «ТНТ», «Пятница», «СТС» и другие. Да, страшно. Страшно не справиться, не найти тот самый ориентир. И это нормальное чувство. Особенно, когда ты делаешь это впервые. Но всё получится, если ты любишь своё ремесло. А у меня с телевидением самая искренняя любовь.

ТВ против интернета

– Почему вообще появилась потребность так сильно менять подходы к работе на телевидении?

– Интернет. Всё дело в нём. Телевидение уже не может с ним конкурировать. Но важно понимать простую вещь: интернет — не враг ТВ. Они спокойно могут дополнять друг друга. Любой телевизионный продукт приживается в интернете. И наоборот. А дальше дело вкуса. Ведь не так мало тех, кто всё ещё предпочитает классическое телевидение.

– Как происходит это «приживание» ТВ в интернете?

– К примеру, наш новостной канал на YouTube появился всего два года назад и уже набрал 38 тысяч подписчиков. В основном канале и вовсе больше шестисот тысяч подписчиков. Порой один сюжет, при этом не всегда снятый на острую тему, получает сотни тысяч просмотров. Мы продолжаем делать свои программы. Ведь многие наши материалы рассчитаны не только на жителей Ямала, но и на зрителей из других регионов. А значит, в интернете они точно будут востребованы.

– Получается, ТВ из конкуренции с интернетом перешло в сотрудничество и использует разные площадки себе на благо?

– Именно так. Кроме того, сейчас главный поставщик инфоповодов — это интернет. Хотя сами главные темы остаются теми же, что и десять лет назад. Людям всегда было интересно смотреть, например, про социальные проблемы и добрые истории про простых людей.

– Если ТВ активно переходит в интернет, то вы и ваши коллеги уже не телевизионщики?

– Мы были, есть и всегда будем телевизионщиками. Этого не отнять. Даже если человек делает программу исключительно в интернет, он работает по стандартам телевидения. Это такие же подходы, но только для другой площадки. Изменилось лишь то, что телевизионщики стали универсалами, которые могут не только сделать классический сюжет, но и написать статью для сайта или пост в социальные сети, снять видео с места события и смонтировать его.


Олег Хатанзейский: «Я всегда был уверен, что главная миссия телевидения — помогать людям решать проблемы. Иногда именно благодаря такой огласке на канале удавалось изменить ситуацию. Бывало, что сюжет использовали как вещдок в суде».


Медиакласс: вырастим свои кадры

– Союз журналистов Ямала взял под крыло первый в Салехарде медиакласс, школьников учат основам журналистики. Вы стали одним из лекторов этого проекта. Будете выращивать новые кадры для ТВ?

– Дефицит кадров есть на всех телеканалах страны, в том числе и у нас. Найти опытного специалиста очень сложно, а выпускники университетов приходят «сырые». Мы отчасти пошли по сложному пути — обучать с нуля. То же самое можно сказать про медиакласс. Возможно, школьники не до конца понимают суть телевидения. Им, насколько понял, интереснее блогерство. Но что поделать? Время сейчас такое. Постараюсь заинтересовать их. Может, кто-то действительно захочет стать журналистом в привычном понимании. И кто бы что ни говорил, они всегда будут нужны.

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

– Слом стандартов в тележурналистике, нехватка кадров, новые концепции. Как вы относитесь к этим переменам: грустно или интересно?

– Точно не грустно, и точно интересно. Журналистика, которая была в советское время, в нулевые годы и сейчас, — это разные вещи. Нормально, что всё меняется, и мы должны развиваться тоже. И без постоянных переломов мне было бы скучно. Когда ты приходишь на работу каждый день с новыми задачами, то вечером немного гордишься тем, что удалось хоть чуть-чуть сделать телевидение лучше.

Сканируйте QR-код или переходите по ссылке на телеканал «Ямал» на YouTube.


Текст: Ирина Гильфанова

Журнал «Ямальский меридиан», № 11, 2023 г.


4

0

0

0

0

0



обновлено: 09:49, 11 декабря 2023

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала, СМИ, «Ямал-Медиа»